XX век начинается
Объяснить суть Red Dead Redemption гораздо проще, нежели в сотый раз расписывать подноготную Марстона. «Grand Theft Auto 4 на Диком Западе» — лучше определения нет. Взять уже обкатанный движок RAGE, заменить мегаполис прериями, лесами и горами, а автомобили — лошадьми и повозками, пустить паровозы вместо метро, добавить карточные мини-игры и населить мир колоритными отморозками. Гробокопатель с комплексом Горлума, шарлатан, продающий «чудодейственные» лекарства, сволочные федералы по обе стороны границы, антрополог, чей мозг забит расистскими теориями и мыслями о кокаине… Лишь немногие, вроде фермерши Бонни Макфарлейн и мексиканской революционерки Луизы, действительно симпатичны.
Хотя по-другому Rockstar не делает. Да и наш протеже —классический образ человека с темным прошлым, которому выпал шанс зажить по-новому. Отважный, находчивый, не лезет за словом в карман, не желает зависеть от чьей-либо милости, характер в меру вспыльчивый. Не важно, где происходят события — в Сан-Андреасе, Либерти-Сити, академии для «трудных» подростков или богом забытой глуши, — на пути к счастью он неоднократно должен будет преступить закон.
Перестрелки, погони, «рельсовый» тир и толика интеллектуальных забав — стандартная формула GTA-образной «песочницы». Но усилиями Rockstar North RDR получила отлаженную механику: систему укрытий, динамический указатель маршрута, зоны полицейского преследования, жилища для записи «сейвов» и, спасибо Episodes from Liberty City, «чекпойнты» в миссиях. Лавки торгуют «стволами», патронами, лекарствами и одеждой, в церквях крутят немое кино, а паренек на вокзале предлагает свежий номер местной газеты. Располагайтесь, чувствуйте себя как дома, наслаждайтесь изумительными закатами и отменным звуком. До запуска первой американской радиостанции — целых девять лет, поэтому тишину заполняют свист ветра, птичьи крики да красивая музыка Билла Элма и Вуди Джексона.
Случайные связи
Несмотря на множество общих черт, Нью-Остин и Либерти-Сити далеки друг от друга, как звезды. Средний Запад, не успевший вкусить всех благ повальной индустриализации, живет по иному укладу. Век километровых пробок и толп пешеходов еще не настал; иллюзию жизни создают случайные сценки. То несчастный муж попросит вытащить супругу из разбойничьей петли, то миловидная девушка заманит в засаду, то беглый каторжник пробежит мимо… Бывает, в поселках какой-нибудь дурачок вздумает ограбить магазин, напасть на проститутку с ножом или — фатальная ошибка!— вызвать Джона на дуэль. Решили сунуть нос — ваше дело. RDR не утомляет «внезапными встречами», отдаляя миг, когда игрок плюнет на романтику и начнет «прыгать» между локациями.
А миг этот наступит нескоро — львиная доля очарования Red Dead Redemption сокрыта в путешествиях верхом на лошади. Не претендуя на лавры Mount & Blade с ее хитрым управлением, Rockstar San Diego сотворила самых покладистых скакунов в жанре. Вместе с режимом «сло-мо» (он же — «Dead-Eye») они превращают любую стычку, даже простую охоту на птиц и зверье, в эпизод из голливудского вестерна. Можно, например, настичь главаря бандитов, на ходу прострелить ему ногу и, пока тот корчится от боли, опутать веревкой. Теперь осталось погрузить матерящегося негодяя, удрать от разъяренных дружков и сдать его шерифу, дабы заработать пригоршню долларов, каплю известности и положительную прибавку к «карме». И не щадите чужих коней — в отличие от Call of Juarez, RDR не терзают глупые условности. Кроме того, нет ничего зрелищнее, чем несколько всадников, упавших на большой скорости, — технология Euphoria обеспечит им очень неприятную смерть.
GTA столетие назад
Если пальцы устали лихорадочно давить на триггер, пора перейти к спокойным занятиям. Их в RDR — море, от ночного патрулирования в компании проницательной псины и ловли непокорных мустангов до загона коров на пастбище и обратно. Неплохую прибыль приносит «зачистка» бандитских убежищ. В салунах азартная публика просаживает деньги в покер, блэкджек, «Liar's dice» и «Five-finger fillet», любимое развлечение экипажа U.S.S. Sulaco. Наконец, подобно Нико Белличу, Марстон регулярно натыкается на незнакомцев со странными просьбами. Их выполнение не требует особых стараний (за исключением, пожалуй, пары «квестов» на добычу шкур и сбор цветов), зато наградой за потраченное время станет неожиданная развязка.
Red Dead Redemption поражает и тем, что Джон Марстон всего однажды вступает в открытый конфликт с полицией по велению сценария. После Grand Theft Auto 4, где «звездочки» вспыхивали в конце почти каждой миссии, такой подход только радует. Впрочем, никто не запрещает творить бесчинства. Более того, авторы честно позволяют уйти безнаказанным — взятка или пуля быстро заткнут рот невольному свидетелю. Персонажи, заработавшие дурную репутацию, становятся мишенями для «охотников за головами». Чтобы отмыться, они должны использовать письмо о помиловании или внести всю сумму вознаграждения за свою же поимку. Иначе житья от законников не будет.
…and the Ugly
Искупить грехи не мешало бы и гражданам, отвечавшим за финальную четверть повествования. Когда агенты ФБР заставляют Марстона четко соблюдать указания, обязательно звучит примерно такой диалог:
— А если я откажусь?
— Тогда твоим жене и сыну не поздоровится!
Ввернуть подобные реплики раз или два — куда ни шло, но с дюжину? Неужели Джон до сих пор не сообразил, сколь высока ставка? Удивляют и заключительные задания. Я понимаю, дизайнеры хотели показать, за что именно мы боролись, однако снова работать пастухом и возить мешки с кукурузой — перебор1.
Следующие кандидаты на порку — архитекторы RAGE, не сумевшие извлечь урок из проблем GTA 4 на PlayStation 3. Проекты разделяет пропасть длиной в два года, а старые болячки, увы, те же: разрешение ниже 1280х720, меньшее количество деталей (сильнее всего пострадала трава), объекты, «выскакивающие» из воздуха, нехватка полноценного 2x-сглаживания… Конечно, если пристально не рассматривать скриншоты, недостатки на платформе Sony едва видны, но все равно жаль.
Гораздо заметнее прорехи в мультиплеере, которым, похоже, занимались в последнюю очередь. «Испытания» в свободном режиме «Free Roam» и «мексиканское противостояние», открывающее каждую партию дефматча, — отличные задумки, но команда не реализовала и десятую долю потенциала RDR. Коллективное прохождение вообще подоспело с дармовым дополнением лишь после релиза; за прочие сетевые радости поклонников вынудят платить, причем аж четырежды.